Поиск по сайту
Рекомендуем

Каноны в православии. Что такое канон?

Канон — неизменная (консервативная) традиционная, не подлежащая пересмотру совокупность законов, норм и правил в различных сферах деятельности и жизни человека. Изначально словом kanon называлась прямая палка, служащая отвесом, мерилом, лотом и пр. В первую очередь, канон относится, конечно же, к области церковного права, обозначая постановления Вселенских или Поместных Соборов, а также имеющее очень много производных употреблений.

Канон в Христианстве:
Церковный канон — правило или свод правил.
Библейский канон — признанный состав Библии, то есть те священные книги Ветхого («Ветхозаветный канон») и Нового («Новозаветный канон») Завета, которые признаются Церковью боговдохновенными и служат первоисточниками в вопросах веры и нравственности.
Евхаристический канон, или анафора — центральная часть литургии.

В Православии слово канон имеет еще и следующие значения:
Канон (форма церковной поэзии) — один из жанров церковной гимнографии. Примером канона в данном значении служит Великий покаянный канон, читаемый за богослужением Великим постом.
Канон — список священнослужителей и церковнослужителей определенной епархии, составлявшийся для нужд епархиального управления. Лица, внесенные в этот список, именовались канониками. Согласно «Энциклопедическому словарю Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона», такое название этих лиц употреблялось в древней греческой церкви.

В церковной жизни выделяют каноны:
Гимнографический – богослужебный текст, посвященный прославлению праздника или святого; представляет собой цикл тропарей, объединенных общей тематикой.
Библейский – книги Библии, признанные богодухновенными.
Иконописный – совокупность правил и приемов иконописи.
Евхаристический – главная часть Литургии.
Поминальный (чаще канун) – столик для свеч об упокоении усопших.

Канон появился в середине VII века. Первые каноны были написаны св. Андреем Критским. За св. Андреем Критским на этом поприще подвизаются: свв. Иоанн Дамаскин, Косьма Маиумский, Стефан Савваит, Феодор Студит, Иосиф Песнописец и ряд других менее известных святых.

Каноны бывают большие и малые. Посвященные пророкам, святителям, великомученикам. Кроме того, есть канон перед Причастием, канон по болеющим, по усопшим. С канона начинается или, вернее, канон составляет третью из четырех частей утрени.
Каждое праздничное событие имеет два канона и более; каждый из них назван особо: воскресный, Богородичный, Животворящему Кресту и т. п. Соответственно тропари канонов предваряются особыми стихами - припевами, отделяющими одну песнь (стихиру) от другой. Кроме того, пение канона прерывается малыми ектениями (после 3-й, 6-й и 9-й песней произносится малая ектения). Через каждые три песни после возгласа священника читаются особые стихиры, называемые после 3-й песни - ипакой и седальны; после 6-й - кондаки и икосы, после 9-й - светильны (утренний) и ексапостиларии.
Каноны перед исповедью и Причастием – это просьба к Господу и Богородице, чтобы даровали здоровье и возможность исповедаться, чтобы придали сил сходить на Причастие и очистить свою душу, чтобы Ангел Хранитель охранял всю дорогу до церкви, не допустил искушений.

Канон – это девять песней, каждая песнь состоит из ирмоса и 4-6 тропарей. Каждая песнь при этом делится на несколько так называемых тропарей – коротких молитвенных обращений. Важно при этом то, что к кому бы ни был обращен канон, заключительный тропарь каждой песни всегда посвящен Богородице.
Темой каждой песни являются библейские песни (которые в древности читались перед песнями канона, а в настоящее время читаются только на богослужениях утрени Великого поста). Число песен канона может быть 3, 4, 8 и 9. Время Четыредесятницы, время Триоди, предпразднественные дни Рождества Христова, Богоявления, один день перед Преображением и некоторые дни Цветной Триоди знают и теперь употребление сокращенных канонов в две, три и четыре песни; при этом 8-я и 9-я поются всегда, а третья или четвертая припеваются к ним в зависимости от дня седмицы. Девятипесенный всего один - Великий канон св. Андрея Критского. Восьмипесенные - это девятипесенные каноны, в которых пропущена вторая песнь.
В завершение песни канона поется стих (обычно ирмос). Первая песнь предваряется коротким песнопением, называемым «ирмос». Ирмос - важнейшая часть канона, его зачало, в нем прославляются священные события или лица. Ирмос является связующим смысловым звеном между содержанием библейской песни и основной темой канона, выраженной в тропарях. Между 8 и 9 песнями канона утрени поется песнь Богородицы "Величит душа Моя Господа..." (Лк. 1; 46-55) и припев, прославляющий Богородицу "Честнейшую Херувим...." В некоторые из двунадесятых праздников вместо песни Богородицы поются особые праздничные песнопения.
В воскресения и праздники на утрене после песен поются катавасии. Такое название связано с тем, что при пении этого стиха, по Уставу положено сходиться на середину храма певцам обоих хоров и петь вместе. В качестве катавасии поется либо ирмос одного из канонов, либо ирмос в честь Божией Матери, либо ирмос праздника, что регламентируется Уставом. При этом может не соблюдаться сходство размера и слогов с ирмосом, как это положено для тропарей канона.
Ранее катавасией назывались и другие песнопения, для пения которых оба хора (или даже один певец) сходили на середину храма.

В зависимости от дня недели, наличия или отсутствия церковного праздника в дополнениях к канону есть свои примечания. Так, поясные поклоны могут быть заменены на метания. В церковном календаре можно найти Устав о поклонах на каждый день.

Православные каноны.

Канон собору Оптинских старцев ...
Канон преподобному Амвросию Оптинскому ...
Канон молебный преподобному и богоносному Амвросию Оптинскому чудотворцу ...

  • Главная
  • Молитвы
  • Акафисты
  • Календарь
  • Иные молитвы
  • Карта сайта
  • hrammolitv.ru © Храм молитв
    ^ Наверх